Ну, о том где рождается мода знает каждый. Хочешь знать больше – отправляйся до города Парижа. Даже далекие от моды люди, не моргнув глазом называют имена: Шанель, Диор, Версачи. Многие не знают кто из них кто, как они выглядят, чем их творчество отличается от других домов моделей, но, благодаря, СМИ их имена на слуху у каждого. Однако, «от кутюр» появился в Париже 150 лет назад – основателем стал французский модельер английского происхождения Ч. Ворд. Странно, но падкая до сенсаций и шумных мероприятий западная пресса почти не освещала столь значимый юбилей. Не знаю, возможно, причиной является начавшийся мировой экономический кризис, а может, просто производители роскоши, не замечая круглой даты создают иллюзию что господство парижских домов моды было вечно?
Итак, официальной моде, в ее классическом понимании с показами моделей, весеннее летними и осеннее зимними дефиле, журналами мод, освещающих работу известных Кутюрье (вскоре создавших собственную гильдию) – ВСЕГО 150 лет.
читаем дальше... Но, как известно, мода существовала еще в древней Греции, так кто же является настоящим создателем и распространителем сего неуловимого продукта?
На мой взгляд, это были отдельно взятые личности. Личности, с большой буквы, уверенные в себе, самодостаточные и эксцентричные, обладающие ярчайшей харизмой, вызывающие восхищение окружающих и желание подражать им. Что бы доказать свою правоту, я приведу несколько примеров, которые история хранит во множестве.
В средние века, во Франции, при Бургундском дворе, был один дворянин – богатый и знатного рода, он слыл неутомимым ловеласом. Всё было при нём: рост, красота, физическая сила, даже острый ум, но вот беда – небольшой костный нарост на пальце стопы – сильно уродовал ногу. Дабы скрыть свой физический недостаток, он стал носить обувь с острыми длинными носками. Нужно ли говорить о том, как подобная обувь стала популярной при дворе, а затем и во всей средневековой Европе.
Во времена маньеризма, при испанском дворе одна знатная дама обладала на редкость некрасивой шеей. Но даже в те далёкие времена деньги решали многие проблемы – эта знатная испанка купила очень дорогое и красивое кружево. Она собрала его в большом количестве вокруг своей шеи, желая прикрыть и украсить её. Так на свет появился первый воротник. Изобретение оказалось столь успешным, что быстро покорило всю Европу.
Появление знаменитых мушек на лице приписывают влиятельной французской моднице мадам де Муше. Как то, перед балом у мадам на лице появился прыщик, что бы он поскорее прошел, служанка нанесла на него лечебную мазь тёмно-коричневого цвета. А на следующий день, в спешке приготовления к балу, мазь забыли смыть. Досадное пятно в последний момент было сильно припудрено и стало выглядеть очень естественно, как родинка. Мадам де Муше этим новшеством произвела в свете фурор и массовое подражание.
При каждом процветающем дворе очередная фаворитка короля диктовала моду окружающим ее дамам. У короля Солнце – Людовике XIV их было множество, но только три из них дольше всего пользовались его вниманием: г-жа де Монтеспан, мадмуазель де Фонтанж, мадам де Монтенон. Именно они имели наибольшее влияние на моду той эпохи.
При первой мода отличалась пышностью, при второй – своеобразным кокетством, при третьей строгостью.
При г-же де Монтеспан глубокое декольте еще увеличилось, дамы буквально выпадали из своих туалетов, а с приходом г-жы де Монтенон, такие декольте были изгнаны. Весь женский наряд стал не только строже, в нём появился ханжеский налет. Герцоги не де Фонтанж повезло больше – она дала своё имя очень высокой и сложной прическе. Говорят, на королевской охоте случайная ветка запуталась в волосах фаворитки и растрепала причёску. Желая хоть как-то исправить положение, она перевязала причёску несколькими лентами. Новшество очень понравилось королю. Парикмахеры внесли в идею профессиональный лоск и вот уже сложное сооружение из каркаса, лент, кружев и волос покорило весь свет. В России прически «фонтанж» продержались гораздо дольше, чем в самой западной Европе, поскольку напоминали русским барышням, кокошник, запрещенный петровскими реформами.
Как-то известный лондонский денди лорд Спенсер, находясь в клубе, у камина не заметил, как одна фалда его фрака попала в огонь и изрядно обгорела. Заметив конфуз, находчивый лорд не растерялся, а тут же решительно отрезал обе фалды и в таком виде появился на публике. Репутация Спенсера как модника была бесспорна. Укороченный фрак, тут же получил его имя и стал популярен не только у мужчин, но и среди женщин.
Шанель приписывают изобретение короткой стрижки. Было это в период первой мировой войны, в то время, когда Великая Мадемуазель еще не была примой высокой моды. Она торопилась на званый обед, данный друзьями в ее честь. В спешке Шанель не заметила, что плойка для завития волос излишне накалена, несколько торопливых движений и большой локон ее прекрасных волос был безнадёжно сожжен на самом видном месте. Отказаться от приглашения никак нельзя, появится в парике было, ну уж совсем не в духе Шанель и в ход пошли большие ножницы. Габриэль коротко обрезала свои косы, которыми еще недавно так гордилась, а мы получили ту короткую стрижку, без которой современных женщин представить уже невозможно.
Конечно, сейчас забавно об этом вспоминать, но на заре прошлого столетия классические брюки в женском гардеробе были невероятно эпатажной вещицей и вдруг, в начале 30-х с невозмутимым видом по центральным улицам Парижа стала разгуливать белокурая особа, при этом не в чем-либо, а о, ужас, в мужских штанах. Звали эту дамочку Марлен Дитрих. Правда, она уже появлялась на экране в мужских брюках и смокинге, но ведь кино это шоу, а там, как на карнавале можно всё. Здесь же, полиция не знала, как себя вести, по закону о правильном ношении одежды лет 10 назад, её бы точно упекли в каталажку, а что делать сейчас, когда она звезда, да к тому же иностранка? В защиту незадачливых полицейских хотелось бы сказать, что Жанну д Арк за 500 лет до этого сожгли не только за колдовство, но и за присвоение, а так же ношение мужского платья.
Возвращаясь к нашей теме о «подвиге» Марлин Дитрих, хочется вспомнить, что когда в 80-х был ренессанс на широкие брюки, журналы мод часто называли данный покрой аля Марлин Дитрих.
В середине 70-х, если верить британской прессе, со слов менеджера панк-группы Sex Pistols, один из её участников явился на репетицию с оторванной пуговицей на одежде, заменив её обычной английской булавкой. Идея очень понравилась Вивьен Вествуд - «королеве скандала», которая взялась одеть группу. И в скором времени экипировка набирающей обороты панк-групы была сплошь усеяна булавками. Так панк-мода сделала из простой английской булавки буквально культовый аксессуар.
Не берусь утверждать за дальний Восток и Китай, но за Уралом в западной Сибири, где прошла моя юность, данный предмет был весьма популярен среди определенной прослойки молодежи.
Подобный список примеров можно продолжать бесконечно, но тогда наши размышления вслух о моде превратятся в учебник по истории одежды.
автор Соколовский Евгений.